Библиотечка
Православной
Литературы



Архив библиотечки за 2011 год

ДЕКАБРЬ 2011 года

30/12/2011

Ханс Урс фон Бальтазар. Вселенская литургия. Максим Исповедник. — 193 Кб.

Книга известного католического богослова и патролога Х. Урса фон Бальтазара «Вселенская Литургия» впервые издана в 1941 г. а затем в переработанном и дополненном виде – в 1961 г. Написанная ярко и талантливо, она, хотя и в препарированном для современного западного читателя виде, представила все величие и мощь преподобного отца, как одного из величайших христианских мыслителей. Благодаря в значительной степени этой книге преп. Максим, начиная с середины XX в., становится одним из наиболее изучаемых отцов Церкви.
Журнальный вариант. Публикуется по изданию: «Альфа и Омега»: 1997 №3; 1998 №2; 1999 №1; 2000 №№1, 3; 2003 №4.

15/12/2011

Прп. Петр Дамаскин. Творения. — 276 Кб.

Книга содержит творения преподобного Петра Дамаскина, святого XII века. Впервые в России они были изданы в составе славянского «Добротолюбия» преподобного Паисия (Величковского) в 1793 году. Позже, в 1877 году, вышел в свет их русский перевод, сделанный архимандритом Ювеналием (Половцевым), духовным сыном известного оптинского старца, преподобного Макария (Иванова), с благословения которого архимандрит Ювеналий (будущий архиепископ Виленский и Литовский) участвовал в трудах по изданию святоотеческих творений на русском языке. Его перевод был высоко оценен современниками и неоднократно переиздавался. Преподобный Паисий (Величковский) назвал мудрые духовные наставления святого «небесным сокровищем». Его аскетические писания служили руководством многим поколениям православных христиан. Надеемся, что в настоящее время они найдут отклик в душах наших благочестивых читателей.
Печатается по изданию: Творения преподобного и богоносного отца нашего священномученика Петра Дамаскина в русском переводе. Киев, 1905.
Верстка и вычитка — Дмитрий Панферов.

НОЯБРЬ 2011 года

14/11/2011

Святитель Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. Том 9. Книга 2. — 431 Кб.

Трудами Игоря Грушина выполнена полная вычитка книги 2 тома 9.

О молитве Иисусовой. — 120 Кб.

Молитва Иисусова имеет основополагающее значение в аскетической практике хранения ума и сердца, сначала от греховных помыслов и ощущений, а по мере преуспевания — от рассеяния помыслов, и приводит к стоянию ума (единение ума в самом себе в умном предстоянии Богу) на степени созерцания, что является встречей с Богом и плодом моления. По преимуществу за ней закреплено название умного делания. Молитва Иисусова также называется умно-сердечным деланием (поскольку требует объединения ума и сердца в призывании имени Иисуса Христа), деланием сердца, умной молитвой, тайной молитвой, священной молитвой, сердечной молитвой, затвором ума и сердца, трезвением, хранением ума.
Верстка и вычитка — Максим Фещенко.

05/11/2011

Святитель Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолствующих. — 300 Кб.

Трудами Дмитрия Панферова выполнена полная вычитка книги.

СЕНТЯБРЬ 2011 года

30/09/2011

Святитель Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. Том 10. Книга 2. — 657 Кб.

Трудами Максима Фещенко выполнена полная вычитка книги 2 тома 10.

05/09/2011

Святитель Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. Том 9. Книга 1. — 543 Кб.

Трудами Игоря Грушина выполнена полная вычитка книги 1 тома 9.

АВГУСТ 2011 года

22/08/2011

Святитель Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. Том 10. Книга 1. — 543 Кб.

Трудами Максима Фещенко выполнена полная вычитка книги 1 тома 10.

ИЮНЬ 2011 года

05/06/2011

Святитель Василий Великий. Собрание творений. Часть 1. Беседы на Шестоднев — 329 Кб.

Василий Великий один из трех каппадокийских отцов церкви, наряду с Григорием Нисским и Григорием Богословом. Ему приписываются изобретение иконостаса и составление литургии Василия Великого, которая совершается только десять раз в году. Автор многочисленных проповедей и писем (сохранилось не менее трехсот).
Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, «принадлежит не одной Кесарийской Церкви, и не в свое только время, не одним соплеменникам своим был полезен, но по всем странам и градам вселенной, и всем людям приносил и приносит пользу, и для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим», — так говорил современник святителя Василия, святой Амфилохий, епископ Иконийский.
В «Беседах на шестоднев» излагается христианский взгляд на вопрос о том, как возник мир, кем и каким образом он был создан, на чем держится мироздание, как возникают важнейшие природные явления. Рассматривая удивительные примеры из жизни живой природы, святитель Василий делает выводы, назидательные для христианской души.

Святитель Василий Великий. Собрание творений. Часть 2. Толкование на пророка Исаию — 311 Кб.

Знаменитое толкование святителя Василия Великого на книгу пророка Исаии. Вот уже много веков данная книга служит неисчерпаемой сокровищницей для всех ищущих истинного знания и стремящихся к духовному совершенству. В ней каждый, как живущий монашеской жизнью, так и мирской, находит бесценные сокровища Святого Духа, оставленные нам в наследие Великими учителями нашей Православной церкви.

Святитель Василий Великий. Собрание творений. Часть 3. Книга 1. Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия — 177 Кб.

Важнейшее догматико-полемическое сочинение св. Василия — «Опровержение на защитительную речь злочестивого Евномия». Содержание этого произведения определяется догматическими положениями Евномия, раскрытыми им в своей «Апологии»; из этого сочинения Евномия св. Василий приводит отрывки и пишет опровержение на них. Трактат св. Василия в опровержение ереси Евномия представляет собою произведение, значительно пережившее время своего написания. Тема, затронутая в нем и неправильно понятая Евномием, есть тема имманентная Самому богословию. Евномиан больше нет, произведение самого Евномия не сохранилось, но проблема, им поставленная, жива для богословского сознания и по сей день. Это, если ее схематизировать, проблема познаваемости Бога.
Евномий, епископ Кизикский, был представителем того строгого арианства, возникшего в 50-х гг. IV в., которому и сам Арий казался недостаточно последовательным. Основателем и первым вождем этого нового арианства (аномийства) был Аэтий. Единственным даровитым учеником его был Евномий Каппадокиянин, представивший в своих произведениях подробное и систематическое раскрытие богословских принципов Аэтия. Обладая строго логическим умом, он подверг резкой критике никейское учение о единосущии, и влияние его воззрений было так сильно, что на борьбу с ним должны были выступить такие авторитетные церковные деятели и писатели, как Василий Великий, Григорий Нисский, Аполлинарий Лаодикийский, Феодор Мопсуэстийский.

03/06/2011

Святитель Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. Том 7. Книга 2. — 500 Кб.

Трудами Игоря Грушина выполнена полная вычитка книги 2 тома 7.

Святитель Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. Том 8. Книга 1. — 538 Кб.

Трудами Максима Фещенко выполнена полная вычитка книги 1 тома 8.

МАЙ 2011 года

28/05/2011

Святитель Григорий Палама. Творения (Том 7) — Избранные творения. — 149 Кб.

В состав тома включены:
Исповедание Православной веры святителя Григория Паламы.
Ко всечестной во инокинях Ксении, о страстях и добродетелях и о плодах умного делания.
Письмо к Акиндину, посланное из Фессалоники прежде соборного осуждения Варлаама и Акиндина.
Диспут с хионами.
Десятословие по Христианскому Законоположению.
Письмо своей Церкви.
Святогорский томос.

Протоиерей Иоанн Мейендорф. Св. Григорий Палама, его место в Предании Церкви и в современном богословии — 51 Кб.

Протоиерей Иоанн Мейендорф — известный богослов и церковный историк, его труды издавались на 12 языках, в том числе на английском, французском, русском, итальянском, немецком. Автор перевода и критического издания «Триад в защиту священнобезмолвствующих святого Григория Паламы». Полагал, что для того, чтобы действительно проникнуть в мир Святых Отцов, почувствовать их мысль, узнать, почему они говорили именно так, а не иначе, и что всё это значит для нас — носителей другого менталитета, живущих много веков спустя, в иной культуре, — нам необходимо изучать историю.
Главная тема его научных работ было святоотеческое богословие, в частности учение святого Григория Паламы.
По словам епископа Илариона (Алфеева), о. Иоанн прослеживает православно-христианскую мистическую традицию, истоки которой он видит в раннем египетском монашестве. Под «православной мистикой» (в отличие от внехристианского или оккультного мистицизма) о. Иоанн понимает «объективное видение Бога человеком», достигаемое святыми на высших ступенях духовного подвига, всецелое приобщение человека к Богу, при котором «божественный свет сияет в самом теле обоженного человека».

АПРЕЛЬ 2011 года

05/04/2011

Святитель Григорий Палама. Творения (Том 4) — В защиту священно–безмолвствующих (Триады). — 301 Кб.

Полное название: Всеблаженного архиепископа Фессалонитского Григория Слово в защиту священно–безмолвствующих.
Трактат «Триады в защиту священнобезмолствующих» - главное произведение Григория Паламы (в 1995 переведен на русский язык В. Вениаминовым и изданы в том же году в Москве издательством «Канон»).
В этой работе автор в полемике с монархом Варлаамом Калабрийским развивает свои взгляды на проблемы сущности Бога, Фаворского света и др.
Учение о Божественных энергиях, как о проявлении всей Полноты Божества, о благодати действие которой является Самим Богом — есть учение только Православной Церкви. Ряд католических богословов признал это учение еретическим и даже пантеистическим. До начала XX века это учение оставалось практически неизвестным не только в протестантских и католических учебных заведениях, но также и в русских семинариях.

Святитель Григорий Палама. Творения (Том 6) — Беседы (Омилии) — 633 Кб.

Во время архипастырства в Фессалониках с амвона кафедрального храма свт. Григорий Палама произнес большую часть своих 63 омилий, подтверждающих его глубокую духовность, богословские дарования и преданность Церкви. Хотя омилии посвящены по преимуществу аскетико-нравственной и социально-патриотической тематике, в них находится место и для умозрений о нетварном Фаворском свете (в омилиях 34, 35 «На Преображение Господне»). Палама предпочитает говорить высоким стилем с тем, чтобы «лучше возводить распростёртых на земле, нежели низводить из-за них пребывающих на высоте».

Святитель Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. Том 6. Книга 2. — 548 Кб.

Трудами Максима Фещенко выполнена полная вычитка книги 2 тома 6.

МАРТ 2011 года

31/03/2011

Святитель Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. Том 6. Книга 1. — 561 Кб.

Трудами Максима Фещенко выполнена полная вычитка книги 1 тома 6.

01/03/2011

Святитель Григорий Палама. Творения (Том 1) — Два аподиктических слова об исхождении Святого Духа. Против Векка. — 203 Кб.

В книге собраны антилатинские сочинения святителя Григория Паламы (1296 — 14 ноября 1359), посвященные вопросу об исхождении Святого Духа: два «Аподиктических слова» и примыкающее к ним небольшое произведение «Против Векка».
Публикация данных сочинений, впервые переведенных на русский язык, существенно уточняет и расширяет представление российских читателей об аргументации православных богословов в их полемике с римо–католиками по одному из важнейших спорных вопросов, а также о самой методологии ведения полемики.
Полная вычитка не выполнялась.

Святитель Григорий Палама. Творения (Том 2) — Трактаты. — 259 Кб.

Впервые на русском языке выходят в свет трактаты святителя Григория Паламы:
«О божественном соединении и разделении»;
«О божественных энергиях и их причастии»;
«О божественном и боготворящем причастии»;
«Собеседование православного с варлаамитом»;
«О том, что Варлаам и Акиндин являются дихотомитами».
Диалог «Собеседование православного Феофана с возвратившимся от варлаамитов Феотимом, или О божественности и о том, что в ней причаствуемо, а что непричаствуемо» выйдет в новом переводе.
Редакция надеется, что работа по расширению и углублению знакомства с сочинениями святителя Григория будет сочувственно встречена читателями России.
Полная вычитка не выполнялась.

ЯНВАРЬ 2011 года

28/01/2011

Святитель Григорий Палама. Творения (Том 5) — 150 глав — 280 Кб.

Полное название: «Сто пятьдесят глав, посвященных вопросам естественнонаучным, богословским, нравственным и относящимся к духовному деланию, а также предназначенных к очищению от варлаамитской пагубы»
«В "Главах" свт. Григорий достаточно систематично излагает самую суть своих богословских воззрений. Здесь в сжатой и насыщенной форме представлены сущностные черты учения о Святой Троице (в том числе, о различии сущности и "энергий" в Боге), сотериологии, учения о человеке и космологии Паламы. В целом можно сказать, что "Главы" являются одним из самых зрелых творений свт. Григория Паламы, ни в чем не уступая его известным "Триадам", а в ряде моментов и превосходя их». (А. И. Сидоров)
Полная вычитка не выполнялась.

27/01/2011

Святитель Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. Том 5. Книга 2. — 674 Кб.

Трудами Игоря Грушина выполнена полная вычитка книги 2 тома 5.

26/01/2011

Святитель Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. Том 4. Книга 2. — 443 Кб.

Трудами Максима Фещенко выполнена полная вычитка книги 2 тома 4.

18/01/2011

Святитель Григорий Палама. Творения (Том 3) — Антирретики против Акиндина — 561 Кб.

«"Антирретики", то есть "Слова возразительные", в которых опровергается учение Григория Акиндина, — одно из самых интересных полемических сочинений святителя Григория Паламы и самое объемное его произведение. В нем мы находим продолжение полемики, с которой читатель настоящей серии имел возможность познакомиться в томе, посвященном избранным трактатам св. Григория.
Следует отметить, что Антирретики против Акиндина, несмотря на всю свою полемическую заостренность, представляют собой одно из самых замечательных изложений православного богословия обожения в его связи с христологией и учением об умном безмолвии. Недаром преп. Никодим Святогорец — сам великий знаток паламитского наследия, подготовивший на рубеже XVIII и XIX вв. первое в истории Собрание творений св. Григория, к несчастью, так и не увидевшее свет, — в своем переложении книги "Духовные Упражнения" указывает на Антирретики как на наиболее глубокое и дерзновенное изложение тайны обожения человеческого естества и одно из лучших толкований на слова апостола Павла о том, что "Бог будет всяческая во всем".
Книга предназначена для богословов, философов, историков и всех, интересующихся судьбами Церкви». (О. А. Родионов)
Полная вычитка не выполнялась.

03/01/2011

Святой преподобный Ефрем Сирин. Творения (Том 3) — 753  Кб.

Трудами Дмитрия Панферова выполнена полная вычитка тома 3.

01/01/2011

Святой преподобный Ефрем Сирин. Творения (Том 4) — 502  Кб.

Трудами Игоря Грушина выполнена полная вычитка тома 4.